Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

структурное подразделение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

История

Корпус на ул. Бородинской

Пятым по счету на Бородинской улице было возведено крупное шестиэтажное здание (дом N6). О его назначении напоминает надпись в верхней части фасада “Дом инженеров путей сообщения”. Постройка велась в 1912 – 1913 годы и стоила 825 тысяч рублей. Проект здания выполнил инженер путей сообщения и архитектор А.А.Барышников.

Дом инженеров путей сообщения – интересный образец архитектуры неоклассицизма, получившего распространение в 1910-х годах. Использованы композиционные мотивы и детали русского классицизма начала ХIХ века. Нижняя часть рустована, над ней размещены пилястры, завершает композицию широкий фронтон. Четкие членения и сдержанная декорировка фасада органически включают его в ансамбль улицы.

Парадная лестница, вестибюли с лепкой на плафонах хорошо сохранились до настоящего времени.

Техникум был организован в 1918 году, как Петроградская школа путей сообщения. Школа готовила специалистов по четырем профессиям: механиков, строителей, эксплуатационников и электротехников. Первый выпуск состоялся уже через 8 месяцев после ее образования.

В 1922 году учебное заведение стало называться – Политехникум путей сообщения, и обосновался он в бывшем Доме инженеров путей сообщения на Бородинской улице в доме №6, где находится и в настоящее время, еще дважды изменив свое название. В 1927 году техникум стал называться – Ленинградский техникум железнодорожного транспорта имени Ф.Э.Дзержинского. К 1929 году число учащихся достигло 1000 человек и специалисты готовились по шести профессиям.

В период Великой Отечественной войны техникум был эвакуирован на станцию Тайга Томской железной дороги, быстро развернул там учебно-производственную базу и организовал учебный процесс. Был произведен прием учащихся в 1942, 1943 и 1944 годах.

После окончания войны техникум вернулся в Ленинград в свое здание. Контингент учащихся ежегодно увеличивался. В 60-е годы на очном отделении обучалось 1500 человек, на вечернем – 500 человек, на заочном – 800 человек.

С 1994 года техникум стал называться – Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта.

В техникуме обучается свыше 1400 студентов на дневном отделении и 800 на заочном. В штате техникума более 110 преподавателей, среди которых есть Заслуженные учителя России, кандидаты и доктора наук. Многие преподаватели отмечены отраслевыми знаками “Почетному железнодорожнику”, “Почетному работнику Октябрьской железной дороги”, а также Почетными грамотами и ценными подарками Минтранса РФ и Федерального агентства железнодорожного транспорта. Большая часть преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. Преподаватели творческие люди и являются авторами учебников и пособий по преподаваемым дисциплинам. В учебном процессе широко используется вычислительная техника, в том числе с использованием обучающих и контролирующих программ составленных преподавателями техникума. Учебники и отдельные программы рекомендованы Федеральным агентством железнодорожного транспорта к распространению среди учебных заведений и на предприятиях железных дорог России.

Популярность техникума среди желающих получить качественное железнодорожное образование уже многие годы стабильно на высоком уровне. Ежегодно техникум выполняет план приема абитуриентов, причем не только на бюджетной основе (государственный план), но также и с возмещением затрат на обучение. В последние годы конкурс среди абитуриентов, годных по состоянию здоровья к работе, связанной с движением поездов, в зависимости от специальности составляет от 2 до 5 человек на одно место.

За 100-летнее существование техникума выпущено более 30000 специалистов. Председателями Государственных выпускных комиссий в техникуме являются руководители предприятий и региональных дирекций ОАО «РЖД», которые ежегодно отмечают высокое качество подготовки выпускников и их готовность к работе на предприятиях. Высокая потребность в выпускниках техникума на предприятиях позволила сохранить распределение на работу. Основная часть выпускников (более 80%) распределяются на предприятия региональных дирекций ОАО «РЖД», остальные в ГУП СПб Метрополитен, ГУП Горэлектротранс и другие предприятия и организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Многие выпускники техникума добиваются успехов в трудовой деятельности, получают трудовые награды и отмечаются руководством ОАО РЖД. Среди руководящего состава ОАО РЖД есть выпускники техникума: Валинский О.С. – начальник Октябрьской железной дороги, Пегов Д.В. – начальник Московского метрополитена, Касаткевич А.В. – начальник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава, Панков А.Н. – заместитель начальника Октябрьской железной дороги, Скитюк В.С. – заместитель начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры, Петров М.В. – первый заместитель начальника Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. Среди выпускников техникума Матросов И.К., конструктор автоматических тормозов подвижного состава железных дорог, которыми оснащается весь подвижной состав железных дорог нашей необъятной Родины.

Корпус на ул. Седова

Был основан в 1901 году, как техническое железнодорожное училище при Александровском заводе Николаевской железной дороги. Первые два года оно размещалось в деревянном 2-х этажном здании на ул. Дудко (в настоящее время не сохранилось). Основное кирпичное здание с печным отоплением на улице Седова было построено в 1903 году. При училище было открыто два отделения: механическое и электротехническое. Имелись слесарные, столярные мастерские и кузница. В 1919 году училище было переименовано в Техникум путей сообщения механических специальностей при Пролетарском заводе. В 1924 году - новое переименование - Ленинградский механический техникум железнодорожного транспорта при Пролетарском заводе. В 1931 году был надстроен 3-й этаж, значительно увеличены площади учебных мастерских.

Во время Великой отечественной войны техникум продолжал готовить техников-механиков для Октябрьской железной дороги. После войны в техникуме готовились специалисты по холодной обработке металлов, по паровозной и вагонной специальностям. Позднее были открыты специальности «Тепловозное хозяйство» и «Изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство».